Авторы |
Новосельцева Галина Борисовна, доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), Galina-NVS@rambler.ru
Бахтеев Ильяс Аббясович, клиент-менеджер, ОАО Сбербанк (Россия, г. Москва, ул. Люсиновская, 26/28, корп. 6), Ilyas323@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Современные трансформационные процессы в мировой экономике демонстрируют феномен расширения сегмента малых предприятий в структуре общественного воспроизводства при переводе его на инновационную основу, что выдвигает требования к развитию теоретической базы обоснования государственной политики регулирования означенных процессов. Цель работы – выявление значимых для формирования государственной экономической политики особенностей и закономерностей функционирования предпринимательского ресурса, специфики его реализации на уровне малых форм, определение основных направлений разработки государственной политики регулирования малого предпринимательства.
Материалы и методы. Реализация цели исследования была достигнута посредством анализа сущностных свойств предпринимательского ресурса, отражаемых его функциями в экономике и фиксируемых его структурой. Основными материалами для исследования стали статистические данные аналитических центров, результаты экспертных опросов, выводы аналитических исследований по проблемам малого предпринимательства. Методологическую основу исследования составляют институционально-эволюционная концепция и системный подход к анализу экономики, что позволило рассматривать творческие и созидательные способности человека как системообразующий ресурс информационно-инновационной экономики.
Результаты. Исследованы инновационная природа малого предпринимательства как базовой составляющей предпринимательского ресурса, уточнены определения «предпринимательский ресурс», «предпринимательский потенциал», выявлена структура предпринимательского ресурса по двум параметрам: определяющему значению инновационности для всех прочих функций ресурса и по уровню реализации; рассмотрена специфика функционирования рынка предпринимательского ресурса как определяющего фактора для разработки государственной политики регулирования предпринимательства, определены ее основные направления.
Выводы. Проведенное исследование позволяет выявить основные направления разработки государственной политики регулирования малого предпринимательства в РФ, обосновать теоретические подходы к ее разработке на базе принципов функционирования рынка предпринимательского ресурса.
|
Ключевые слова
|
малое предпринимательство, предпринимательский ресурс, предпринимательский потенциал, рынок предпринимательского ресурса, структура предпринимательского ресурса, государственное регулирование предпринимательства.
|
Список литературы |
1. Путин, В. Предпринимательский талант – важнейший ресурс России / В. Путин // РИА «Новости». [Электронный ресурс]. – URL: http://oko-planet.su/politik/newsday/101701-vladimir-putin-predprinimatelskiy-talant-vazhneyshiy-resursrossii.html
2. Пороховский, А. А. Динамика экономических отношений и их исследований: XX и XXI вв. / А. А. Пороховский // Экономика. Налоги. Право. – 2014. – № 2. – С. 16–20.
3. Корчагин, Ю. А. Инвестиционная стратегия / Ю. А. Корчагин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 316 с.
4. Корчагин, Ю. А. Инвестиции. Теория и практика / Ю. А. Корчагин, И. П. Маличенко. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 512 с.
5. Цапенко, И. Человеческие ресурсы в сфере науки и технологий: состояние и эффективность использования / И. Цапенко // Мировая экономика и международные экономические отношения. – 2014. – № 4. – С. 3.
6. Фрейдкин, О. Л. Закономерности развития предпринимательского ресурса экономики / О. Л. Фрейдкин // Российское предпринимательство. – 2008. – № 4, Вып. 1 (108). – С. 60–63.
7. Новосельцева, Г. Б. Развитие предпринимательского ресурса в инновационной экономике / Г. Б. Новосельцева, И. А. Бахтеев // ХХI век – экономика, менеджмент, право: мировой опыт и российская специфика : сб. науч. тр. участников Второй Всерос. науч.-практ. конф.–М.:Перо,2014.–С.229–235.
8. Чепуренко, А. Ю. Что такое предпринимательство и какая политика в отношении предпринимательства нужна России? (Заметки на полях работ современных зарубежных классиков) / А. Ю. Чепуренко // Журнал новой экономической ассоциации. – 2012. – № 2 (14). – С. 105–107.
9. Найт, Ф. Х . Риск, неопределенность и прибыль : пер. с англ. / Ф. Х. Найт. – М. : Дело, 2003. – Гл. Х. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bibliotekar.ru
10. Кошелева, Т. Н. Малое предпринимательство в системе экономических факторов инновационного роста / Т. Н. Кошелева // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 3. – С. 35–39.
11. Мезенцева, Е. С. Инновационный малый бизнес: проблемы и перспективы развития в регионе / Е. С. Мезенцева, И. С. Кац, И. В. Наумов // Журнал экономической теории. – 2008. – № 4. – С. 239.
12. Питерс, Т. В поисках эффективного управления/Т. Питерс, Р. Уотермен.–М.:Прогресс,1986.–424с.
13. Денисов, Д. Несварение инноваций / Д. Денисов // Санкт-Петербургский бизнес. – 2009. – № 11 (108). – С. 32–38.
14. Мысякова, Ю. Г. Институционализация социальной ответственности бизнеса: социальный аспект / Ю. Г. Мысякова // Журнал экономической теории. – 2008. – № 3. – С. 51–52.
15. Тарадина, Л. Д. Постиндустриальная филантропия / Л. Д. Тарадина // Модернизация экономики и глобализация : материалы IX Междунар. конф. [Электронный ресурс]. – URL: www.hse.ru/data/766/986/1235/Taradina.doc
16. Романенко, Е. В. Структурные изменения малого бизнеса и повышение его конкурентоспособности / Е. В. Романенко // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 19 (112). – С. 22–27.
17. Сидорчу к, Р. Р. Некоторые проблемы малого бизнеса / Р. Р. Сидорчук // ЭКО.–2010.–№7.–С.178.
18. Бирюков, В. В. Государственная поддержка малого предпринимательства в современной России : моногр. / В. В. Бирюков, Е. В. Романенко. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2006. – 166 с.
19. Федеральный закон от 224.07.2007 № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: www.magnumaudit.ru
20. Гаранькина, Л. Системные поддержки малого предпринимательства: столичная модель / Л. Гаранькина // Российский экономический журнал. – 1996. – № 8. – С. 71–77.
|